Главное

Календарь мероприятий

5-8 сентября 2017 г.
Алматы (Казахстан), КЦДС "Атакент"
24-я Международная выставка
12-15 сентября 2017 г.
Казань, ВЦ "Казанская ярмарка"
11-я Специализированная выставка

Архив выпусков


Интернет-магазин МГК "ГРАНД"
Сеть клиник эстетической медицины

Постом и молитвой

предлагают лечить болезни агломераций в России

Август 2017

Постом и молитвой

В России насчитывается около 20 агломераций, в которых проживает более половины населения страны. Но пока они не осознаны как равноправные административные субъекты. Созданы ли какие-либо инструменты для их пространственного управления и координации? Каким будет их будущее? На эти и другие вопросы отвечали участники конференции «Опорные агломерации России и пространственная стратегия страны», которая состоялась в рамках крупнейшего международного конгресса Moscow Urban Forum 2017.

Россия сегодня мало похожа на федерацию по форме государственного устройства, это страна городов. Хотя бы потому, что они играют большую роль, чем даже субъекты РФ. Все это приводит к тому, что новыми точками роста становятся агломерации, полагает ректор РАНХиГС Владимир Мау.

Именно на урбанизированные регионы и крупные города будет сделана ставка в плане пространственно-экономического развития как на более политизированные очаги. Сейчас уже очевидно, что государство больше сил тратит не на удержание человеческого потенциала в маленьких городах, а на то, чтобы подготовить агломерации к дальнейшему росту, поддерживает коллегу управляющий партнер УК «Спутник» Булат Столяров.

Наследие – бетон в полях
Самыми большими агломерациями в России считаются Москва и Санкт-Петербург, всего же эксперты выделяют 20 агломераций (включая столицы). Это Самарско-Тольяттинская, Екатеринбургская, Нижегородская, Ростовская, Новосибирская, Волгоградская, Казанская, Челябинская, Саратовская, Пермская, Уфимская, Красноярская, Новокузнецкая (Кузбасская), Краснодарская, Иркутская, Воронежская, Владивостокская, Омская.

И если в столицах действуют, скорее, мировые тренды, характеризующиеся гиперконцентрацией ресурсов, то остальные имеют ярко выраженный российский коленкор – рыхлые, с низкой плотностью населения, по этим признакам вообще мало похожие на агломерации в мировом понимании этого явления. Для всех них актуальны две проблемы – устаревание инфраструктуры и дефицит финансов. Эти агломерации необходимо интенсивно модернизировать в существующих границах, а не присоединять к ним все новые обширные сельхозугодья и леса, расположенные вокруг. Именно этим сейчас и занимаются администрации этих образований, констатирует Столяров.

Причина такой экспансии городов в чистые поля заключается в том, что у миллионников просто нет средств: их скромные финансовые возможности несопоставимы с существующими вызовами. «По моей оценке, для российского миллионника ежегодная вилка капитальных инвестиций в инфраструктуру [транспортную, социальную, ЖКХ] должна составлять 30–70 млрд руб. в ближайшие 10–15 лет, – продолжает свои размышления эксперт. – В наших городах не только не закончилась, но даже и не начиналась постиндустриальная трансформация, которая произошла в городах Европы в 20-х гг. прошлого века. В итоге мы имеем сотни гектаров немодернизированных площадей, на которых уже никогда не будет никакой промышленности, но мы даже и не приступили к тому, чтобы начать создавать на этих площадях постиндустриальные рабочие места или жилье».

Развитие крупных городов в России все последние 30 лет сводилось к тому, что создавалось «гипертрофированное количество бетона в полях», продолжает Столяров. При этом внутри агломераций не были переосмыслены и модернизированы сотни гектаров так называемой золотой земли – в исторических центрах, вдоль набережных, которые остаются очень привлекательными для инвесторов, и т. д.

При этом Россия в каком-то смысле уже идет в противоход мировым тенденциям. Ведь «бетон в полях» у нас будут строить и впредь, поскольку Россия по-прежнему находится в числе аутсайдеров по показателям жилой площади на душу населения. Тогда как тренд изменился: индустриальные производства в городах все больше будут уступать сервисной экономике.

Сейчас как грибы после дождя появляются различные гос-органы, однако до сих пор не создано ни одной городской корпорации преобразования территорий, которая должна была бы научить города жить, а не медленно стагнировать, предостерегает эксперт.

Из деревень — в кремниевую долину
Вообще пришла пора взглянуть правде в глаза: в России трансформируется и будет трансформироваться пространство, говорит Мау. И если для чиновников времен Советского Союза определение «бесперспективные деревни» было табу, то сейчас, к сожалению, это уже массовое явление и скрыть это нельзя. Причем признают это не только оппозиционные активисты-исследователи, но и официальные чиновничьи структуры. Так, директор департамента развития городской среды Минстроя России Оксана Демченко заявила, что сейчас города начинают конкурировать за людей, но пока катастрофически проигрывают. Потому что самая активная и пассионарная часть молодежи предпочитает голосовать ногами не в соседний регион, а прямиком в Кремниевую долину, потому что качество жизни там несравнимо выше.

Конкуренция регионов за рабочие места, да и за самих жителей – это новая реальность, с которой столкнутся в ближайшее время города. Если власти не хотят потерять управление над ними, то нужны совершенно новые инструменты, говорит временно исполняющий обязанности губернатора Пермского края Максим Решетников. Пока же он констатирует разрыв между существующим «либеральным» Градостроительным кодексом и действительностью, когда механизмы управления городами в законодательстве просто не прописаны. Зачастую сами эксперты и чиновники понимают под термином «агломерация» очень разные вещи хотя бы потому, что это понятие не закреплено в законодательных и нормативно-правовых актах.

Между тем демографические и экономические процессы остановить невозможно, сейчас главы крупных городов уже вынуждены принять как данность складывающиеся на глазах новые связи и расширение площади города, отметил глава Махачкалы Муса Мусаев. «Мы идем на поводу у уже сложившейся агломерации Махачкала – Каспийск», – привел пример он. Ситуация в Дагестане интересна еще и тем, что интенсивные процессы миграции происходят внутри региона: в столицу съезжаются жители деревень из горных частей республики, и все это сопровождается огромными проблемами с правовым регулированием земельных отношений внутри самой агломерации. 

Ставка на второй эшелон
Несмотря на, казалось бы, очевидный тренд роста агломераций за счет Москвы и Санкт-Петербурга, это не совсем так, считает президент хозяйственного партнерства «Новый экономический рост» Михаил Дмитриев. По его мнению, наибольший вклад в развитие экономики будут приносить агломерации именно второго эшелона, идущие за столицами. Если потенциал развития будет реализован, то их ВРП может удвоиться к 2030 г., надеется эксперт. Обязательным условием опять же остается развитие инфраструктуры, на что потребуется до 1 трлн руб. ежегодно.

Сегменты, которые должны развиваться в агломерациях второго эшелона для устойчивого тренда развития, – это несырьевые отрасли, стандартные секторы услуг: строительство, операции с недвижимостью, потребление, b2b, образование, здравоохранение. Но финансировать это самостоятельно будет очень сложно, в региональных бюджетах таких денег нет. Ключик развития, по мнению Дмитриева, лежит не в этих городах, а в институтах развития и финансовых рынках Москвы и Санкт-Петербурга. И это скорее плохие новости для агломераций.

Чтобы масштабы городов второго эшелона увеличились, необходим большой объем арендного жилья. Для этих целей в 10 крупнейших агломерациях страны должно быть построено 186 млн кв. м современного жилья. Это в том числе потребует резкого увеличения масштабов деятельности инжинирингового сектора. Все это позволит к 2030 г. произвести до 40 млрд руб. дополнительной добавленной стоимости, или 0,8% к темпу экономического роста.

Еще 10 трлн руб. экономического роста можно получить при грамотной реализации проектов на основе существующего наследия городов. Стратегией экономического развития России должно стать несырьевое развитие крупных городских агломераций, подкрепленное ростом производительности труда и привлечением инвестиций, резюмирует эксперт.

«Денег точно не будет»
Впрочем, оптимистичные экономические раскладки тут же были разбавлены парой ложек дегтя. Так, глава администрации городского округа Уфа Ирек Ялалов снова вернулся к бюджетным возможностям городов. Основная претензия регионов в межбюджетных отношениях – это перекос в налоговых отчислениях. Так, для примера, в Республике Башкортостан остается всего лишь треть налогов, включая все субсидии и субвенции, которые возвращаются в регион, плюс 10% остается в Уфе, остальное уходит в федеральный центр. Такая существующая межбюджетная политика характерна почти для всех субъектов Федерации. Естественно, развивать свои возможности на половину от заработанного – это не сильно воодушевляет участников бюджетного процесса. Продолжая рассматривать логику ситуации, Ялалов предложил в таком случае «вернуться к практике Советского Союза и строить инфраструктуру за счет федерального центра в этих агломерациях».

При этом эксперты критикуют и стремление как региональных, так и федеральных властей вместо фундаментальных вопросов принимать популистские решения в виде программ благоустройства городов, когда повсеместно разбивают газоны, стоимость обслуживания которых в десятки раз превышает те же работы в странах Европы с мягким климатом. В более практичных развитых странах элементы благоустройства производятся так, чтобы местному муниципалитету было по карману его содержать. Не говоря уже об инженерных коммуникациях и сетях.

Между тем накопленные и нерешаемые проблемы в крупных городах уже вполне ощутимо бьют не только по экономике, но и по демографии: различия продолжительности жизни в российских регионах, даже соседних, достигают 17 лет, отмечает руководитель направления Центра стратегических разработок «Пространственное развитие» Алексей Праздничных. По его мнению, условиями развития регионов должна стать «модель выравнивания» (как бы подтягивания к показателям ведущих агломераций), но не с точки зрения экономических показателей, а с точки зрения оказания базовых услуг – образования и здравоохранения. Пока же в последние годы Россия занималась только строительством мегаспортивных сооружений, поддержкой моногородов и проектами, связанными с благоустройством городской среды. Этого крайне недостаточно.

«Должна произойти перезагрузка межбюджетных отношений: городам нужен новый финансовый ресурс для их развития, они должны сами управлять теми ресурсами, что у них есть», – заключает Праздничных. Еще более скептичен оказался сам модератор конференции Мау, который заявил, что «других межбюджетных отношений не будет, денег точно не будет» и, что судя по всему, в России «такие болезни лечатся только постом и молитвой».

Людмила ИЗЪЮРОВА,
текст и фото,
Москва


Рубрика: Строительство / Выпуск № 8 (195) Назад в раздел


Еще на эту тему: