Главное

Календарь мероприятий

5-8 сентября 2017 г.
Алматы (Казахстан), КЦДС "Атакент"
24-я Международная выставка
12-15 сентября 2017 г.
Казань, ВЦ "Казанская ярмарка"
11-я Специализированная выставка

Архив выпусков


Интернет-магазин МГК "ГРАНД"
Сеть клиник эстетической медицины

Денежное место

Здание Ссудной казны в Настасьинском переулке

Август 2017

Денежное место

В русской, в том числе московской, архитектуре конца XIX – начала ХХ в. появился неорусский стиль – направление, которое широко использовало мотивы древнерусского зодчества. Одним из самых ярких образцов этого стиля является здание Ссудной казны в Настасьинском переулке, которым пока что можно любоваться лишь снаружи. Оно принадлежит Центробанку и не предполагает экскурсий.

Вначале несколько слов о самом стиле. В отличие от предшествующего ему русского стиля неорусский стиль характеризуется не точным копированием отдельных деталей, декоративных форм или объемов, а обобщенностью мотивов, тонкой, творческой стилизацией. Общие принципы формообразования (от интерьера к наружным формам), пластичность, яркая декоративность построек неорусского стиля позволяют рассматривать его в качестве национально-романтического течения в рамках стиля модерн.

В арсенал стилизуемых форм включались мотивы основных школ древнерусского зодчества (киевской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской архитектуры, московского барокко, народной деревянной архитектуры). В проектировании таких построек в дореволюционной России участвовали художники. Это прежде всего Сергей Малютин (доходный дом Перцовой в Соймоновском проезде, 1905–1907 гг., совместно с архитектором Николаем Жуковым), Виктор Васнецов (фасад Третьяковской галереи, 1900–1905 гг.). Одновременно к строительству в неорусском стиле обратились архитекторы, представители модерна: Федор Шехтель (Ярославский вокзал в Москве, 1902–1904 гг.), Илья Бондаренко (старообрядческие церкви, в том числе церковь Поморского согласия в Токмаковом переулке, 1907–1908 гг.).

С середины первого десятилетия ХХ в. неорусский стиль претерпел существенные изменения: в нем появляется заметная нота  ретроспективизма. Представители позднего неорусского стиля воспроизводят формы древнерусских построек (собор Марфо-Мариинской обители, 1908–1912 гг., архитектор Алексей Щусев), накладывают русский традиционный орнамент на рационально спланированные объемы (здание Ссудной казны в Настасьинском переулке, 1914–1916 гг., архитектор Владимир Покровский).

Ссудная казна в Москве напоминает огромную шкатулку – ее шутя еще называют боярским сейфом. Внешние контуры здания напоминают роскошно исполненную старинную шкатулку, украшенную изящной лепниной и витиеватым декором, схожим с тем, который использовали русские зодчие при оформлении первых царских палат на Руси.

Саму по себе ссудную казну как явление в Санкт-Петербурге и Москве создали в 1772 г. Она задумывалась как альтернатива ростовщикам. Сначала казначейства создали при воспитательных домах – не для обогащения воспитательного дома, а для помощи терпящим нужду. Собственных капиталов у этих заведений не было, источником ссуд служили капиталы сохранной казны под 5% годовых. При этом Московская ссудная казна выдавала ссуды на сумму до 1000 руб. сроком на 12 месяцев под 6% годовых и под залог золота, серебра или ценных вещей. Так в России зародилась  привычная нам банковская система.

na_17_2_s.jpg
 Внутренние интерьеры бережно сохраняются, но, к сожалению, их не видят горожане

Здание ссудной казны в Настасьинском переулке в Москве стало своеобразным памятником 300-летию Дома Романовых. Его построили в 1913–1916 гг. мастера исторической стилизации Владимир Покровский и Богдан Нилус. Проект утверждал лично император.

Состоит казна из двух корпусов: двухэтажного квадратного, которое выходит в переулок, и примыкающих к нему кладовых. Ее фасад облицован уральским мрамором. Декоративные детали имитируют нарышкинское барокко. Венчает постройку башенка со шпилем, на которой размещался двуглавый орел. При коммунистах он был сбит и восстановлен лишь в послесоветский период. Наиболее интересен ракурс со стороны Тверской улицы. Под окнами на центральной части фасада расположена надпись: «Российская ссудная казна» и даты постройки.

Вход в здание украшает шатровая сень. Симметричная композиция повторяет принцип, который архитектор Покровский использовал для аналогичного здания Государственного банка, построенного им в Нижнем Новгороде.

Внутреннее оформление соответствовало внешнему: операционные залы, парадная лестница и вестибюль украшали лепнина и роспись по эскизам Ивана Билибина. А билибинский двуглавый орел с коронами не только многократно повторился в декоре интерьеров и фасада здания, но и стал символом Госбанка. Он до сих пор присутствует на денежных знаках России.

С приходом большевиков здание казны было, разумеется, национализировано. Тут разместили Государственное хранилище ценностей (Гохран). Сюда свозили конфискат – от частных лиц, церквей и Кремля. Изымали так много, что привозимое не успевали описывать и размещать. При этом многое быстро и дешево продавали за границу.

Вот что вспоминает некто Г. Соломон, занимавшийся реализацией национальных ценностей в начале 20-х: «Мы остановились у большого пятиэтажного дома. Я вошел в него, и... действительность сразу куда-то ушла, и на ее место заступила сказка. Я вдруг перенесся в детство, в то счастливое время, когда няня рассказывала мне своим мерным, спокойным голосом сказки о разбойниках, хранивших награбленные ими сокровища в глубоких подвалах... И вот сказка встала передо мной... Я бродил по громадным комнатам, заваленным сундуками, корзинами, ящиками, просто узлами в старых рваных простынях, скатертях... Все это было полно драгоценностей, кое-как сваленных в этих помещениях... Кое-где драгоценности лежали кучами на полу, на подоконниках. Старинная серебряная посуда валялась вместе с артистически сработанными диадемами, колье, портсигарами, серьгами, серебряными и золотыми табакерками... Все было свалено кое-как вместе... Попадались корзины, сплошь наполненные драгоценными камнями без оправы... Были тут и царские драгоценности... Валялись предметы чисто музейные... и все это без всякого учета. Правда, и снаружи, и внутри были часовые. Был и заведующий, который не имел ни малейшего представления ни о количестве, ни о стоимости находившихся в его заведовании драгоценностей».

Начиная с 1941 г. здесь размещался Госбанк. Вплоть до 2002 г. действовала такая схема: банкноты печатали, привозили в Настасьинский переулок, 3, и помещали в хранилище. Для пересчета деньги поднимали на верхний этаж, а затем рассылали по заявкам.

В настоящее время здание принадлежит Центробанку. Вход с экскурсиями в него невозможен. Хотя разговоры о том, чтобы сделать его доступным для публики, уже ведутся, ведь его внутренняя красота, созданная зодчими и строителями прошлого, достойна того, чтобы ею любовались потомки.

Инна ЛИМОНОВА,
Москва
Фото: www.kelohouse.ru, www.bg.ru

Рубрика: Архитектура / Выпуск № 8 (195) Назад в раздел


Еще на эту тему: