Главное

Календарь мероприятий

27 февраля - 2 марта 2018 г.
Краснодар, "Экспоград Юг"
28-я Международная архитектурно-строительная выставка
13-16 марта 2018 г.
Тюмень, Выставочный зал Тюменской ярмарки
Специализированная выставка
3-6 апреля 2018 г.
Москва, "Крокус Экспо"
Международная строительно-интерьерная выставка
3-6 апреля 2018 г.
Москва, ЦВК "Экспоцентр"
24-я Международная выставка строительных и отделочных материалов
11-14 апреля 2018 г.
Набережные Челны, ВЦ "Экспо-Кама"
XIX Международная выставка

Архив выпусков


Интернет-магазин МГК "ГРАНД"
Сеть клиник эстетической медицины

Гни свою линию

Минстрой России не учел замечаний открытого правительства по BIM

Сентябрь 2017

Гни свою линию

Рабочая группа по строительству экспертного совета при правительстве Российской Федерации обнародовала свое мнение о целесообразности корректировки дорожной карты по внедрению оценки экономической эффективности и технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла зданий и сооружений. Разработчиком этой дорожной карты является Минстрой России, и рабочая группа при рассмотрении проекта данного документа уже давала свои замечания, которые, как отмечается в документе от 3 августа 2017 г., Минстрой России практически не учел.

В частности, обоснование экономической эффективности Минстрой предлагает вести на основе формирования государственных нормативных расценок при строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. Но эксперты считают неправильным в целом двигаться в направлении регулирования уровня цен на отдельные материалы и работы.

Если идти по этому плану, то круг материалов, товаров, видов услуг и работ, по которым будут регулироваться цены, станет чрезвычайно и неоправданно широким. То есть нормирование будет распространяться вплоть до единичных элементов материалов и видов процедур/работ. В том числе ведомственным актом Минстроя России будет регулироваться методика определения нормативов расценок по всем видам проектов, отраслям (включая отрасли, которые не входят в ведение Минстроя России), формам юридических лиц.

Потенциально объектом регулирования будут являться и строительные проекты компаний с государственным участием, в том числе тех, в капитале которых участвуют и частные инвесторы. Кроме того, в отдельности необходимо будет создать и постоянно обновлять базы цен в региональном разрезе, что представляет собой огромный объем работы, требующий создания специализированного ведомства или организации. Внедрение столь широкого регулирования требует оценки роста расходов бюджетов всех уровней и нагрузки на судебную систему.
Таким образом, возможность Минстроя России по обеспечению механизма своевременного обновления баз нормативов цен вызывает вопросы. Эксперты отмечают, что в связи с фактором постоянного запаздывания обновления ценовых баз механизм использования нормативов цен является потенциально коррупциогенным. В целом применение механизма ценообразования по модели cost plus является нерыночным, замедляет развитие конкуренции и ограничивает предпринимательскую инициативу участников рынка. К тому же представляется не совсем верным

с точки зрения развития конкуренции и планов по разгосударствлению экономики распространять подобное регулирование на акционерные общества. Также представляется сомнительным, что ценообразование вообще должно являться предметом регулирования Градостроительным кодексом, говорится в документе, распространенном экспертным советом при правительстве РФ.

С учетом высказанных замечаний эксперты считают целесообразным применять нормативы цен в рекомендательном порядке и не криминализировать вопросы отклонения от нормативов. Также предлагается применять нормативы исключительно в отношении проектов, реализуемых за счет средств государственного бюджета и в отношении которых отсутствуют иные механизмы регулирования, при этом нормирование необходимо применять к укрупненным блокам (типовые объекты, целостные элементы конструкций, комплексные услуги и т. д.), а не ко всей номенклатуре материалов, работ и услуг. Такое нормирование возможно организовать на основе «бенчмаркинга» реализованных проектов или альтернативных проектов, а также каталогов типовых решений, уже формируемых Минстроем России в течение ряда лет.

Что касается технологий информационного моделирования, тут рабочая группа указывает, что при утверждении дорожной карты Минстроем проигнорированы наиболее существенные замечания – о необходимости поэтапного перехода на технологии информационного моделирования при исполнении госзаказа, формировании образовательных стандартов и т. д.

Так, эксперты отметили, что до настоящего времени отсутствует комплексная программа стандартизации в области информационного моделирования строительства, необходимость формирования которой была отмечена в экспертном заключении от 14 февраля 2017 г. № ЭС-041-02- 17. В отсутствие указанной программы и концептуальных подходов к ее формированию появляется дублирование работ по разработке национальных стандартов и сводов правил в области информационного моделирования строительства различными техническими комитетами по стандартизации, в том числе по установлению основополагающих терминов и определений.

Не принят во внимание опыт экономически развитых стран – Великобритании, Германии, Франции, Финляндии, переходящих на информационное моделирование в строительстве, по отработке стандартов на пилотных проектах, которые определяются и финансируются государством с участием бизнес-сообщества.

Эксперты обращают внимание на то, что состав информационных моделей определяется кругом задач, которые предполагается решать на их базе. В связи с этим целесообразно включение в план работ формирование перечня соответствующих задач и необходимых данных для включения в типовую BIM-модель.

Несмотря на заявленные в названии документа «все этапы жизненного цикла», сфера применения технологий информационного моделирования в рамках плана фактически сужена до одной стадии – обоснования инвестиций, что не дает возможности проводить мероприятия и обеспечивать поддержку применения этих технологий на более поздних стадиях, где у участников отрасли уже имеется накопленный опыт и можно рассчитывать на получение экономического эффекта в ближайшее время.

Эксперты считают искусственным объединение темы обоснования инвестиций и внедрения технологий информационного моделирования в одном плане и видят целесообразным его разделение на два документа – для целенаправленной и эффективной реализации планов по работе в обоих направлениях.

В заключение следует отметить, что внедрение технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта капитального строительства приведет к существенному повышению прозрачности формирования цен и получению объективной и релевантной информации, что без каких-либо дополнительных мероприятий будет способствовать снятию актуальности мероприятий по внедрению детального ценового аудита, предлагаемых в текущей версии плана.

Мила ИВАНОВА,
Москва
 

Рубрика: Ценообразование / Выпуск № 9 (196) Назад в раздел


Еще на эту тему: