Главное

Календарь мероприятий

23-26 января 2018 г.
Москва, ЦВК "Экспоцентр"
19-я Специализированная выставка строительных материалов
23-26 января 2018 г.
Красноярск, МВДЦ "Сибирь"
26-я Специализированная выставка
13-16 февраля 2018 г.
Новосибирск, МВК "Новосибирск Экспоцентр"
Выставка строительных и отделочных материалов
3-6 апреля 2018 г.
Москва, ЦВК "Экспоцентр"
24-я Международная выставка строительных и отделочных материалов

Архив выпусков


Интернет-магазин МГК "ГРАНД"
Сеть клиник эстетической медицины

«Стоимость должна быть достоверной»

На это направлены усилия Главгосэкспертизы

Октябрь 2017

«Стоимость должна быть достоверной»

Совершенствование системы ценообразования должно положительно сказаться на повышении эффективности инвестиционных проектов. На эти же цели направлены новые сервисы, которые предлагает сегодня Главгосэкспертиза России. Служба презентовала их на VI Российском инвестиционно-строительном форуме.

Почти каждый комплект проектно-сметной документации содержит ошибки от недочетов в исходно-разрешительной части до серьезных аварийно опасных решений. Чтобы повысить уровень подготовки проектных организаций, Главгосэкспертиза России предлагает усовершенствовать систему взаимодействия с основными участниками строительного процесса. «В сложившейся ситуации необходимо решить фундаментальную задачу: изменить парадигму взаимодействия с заказчиками», – уверен начальник управления сопровождения проектов Главгосэкспертизы России Сергей Суэтин. По его мнению, необходимо ввести принципиально новую услугу, которая повысит информированность участников процесса экспертизы и в лучшую сторону скажется на качестве подготовки материалов.

В 2017 г. Главгосэкспертиза России приступила к разработке концепции развития двухэтапного проектирования, в рамках реализации которой подразумевается введение стадии предэкспертизы, или нулевой стадии проектирования. Эксперты Главгосэкспертизы будут консультировать заявителей и проектировщиков по ключевым вопросам подготовки проектной документации, при этом концепция подразумевает комплексный подход к консультированию в форме индивидуального сопровождения каждого проекта, говорят эксперты службы. Внедрение нового сервиса позволит сократить временные издержки на подготовку проектной документации и существенно снизит количество ошибок, поможет в организации понятного и прозрачного процесса прохождения государственной экспертизы, а также минимизирует риски заказчиков строительства, возникающие из-за недостаточной квалификации проектных организаций.

Также завершено тестирование Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). Результаты нагрузочных испытаний ФГИС ЦС показали возможность обеспечения одновременной работы с базой 1000 активных пользователей и 240 000 пользователей в течение суток, отмечает заместитель начальника управления методологии ценообразования и мониторинга цен строительных ресурсов Главгосэкспертизы Сергей Полуновский. «Система имеет полнотекстовый поиск по всей публикуемой информации, это своего рода «Яндекс» по законодательству в части ценообразования и сметного нормирования. Для простоты использования система дает интегрированную справку по всем составляющим», – добавил Полуновский, подчеркнув, что при разработке ФГИС ЦС использовалось только российское программное обеспечение.

О мониторинге цен строительных ресурсов рассказал заместитель начальника управления методологии ценообразования и мониторинга цен строительных ресурсов Главгосэкспертизы России Антон Сарычев. Правила мониторинга устанавливают перечень видов информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, и обязанности юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти по ее предоставлению. Также правила определяют федеральные органы исполнительной власти, которые формируют перечень федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц, предоставляющих данную информацию, их обязанности по предоставлению полной и достоверной информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов.

Информацию для ФГИС ЦС обязаны предоставлять производители и поставщики строительных материалов, оборудования, механизмов и прочих материалов, а также юридические лица, оказывающие услуги по перевозке грузов. В настоящее время Главгосэкспертиза России устанавливает актуальные сведения о юридических лицах, которые предоставляют данные для формирования сметных цен строительных ресурсов. Создана единая служба поддержки юридических лиц, где можно получить консультацию о порядке мониторинга. Для этого следует обратиться в колл-центр или направить заявку в электрон-ной форме на сайте Главгосэкспертизы. Перечень юридических лиц должен быть размещен во ФГИС ЦС не позднее 30 сентября, а сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование – не позднее 15 декабря 2017 г.

В целом основное требование рынка сегодня – это повышение эффективности инвестиционных проектов. «Экономия, достигнутая государственными экспертными организациями при проверке текущих проектов, – это прежде всего ошибки планирования и формирования начальной стоимости, допущенные проектировщиками и исправленные экспертами, – отметил замминистра строительства и ЖКХ РФ Хамит Мавлияров. – Мы не требуем снижения качества используемых материалов или необоснованного сокращения сроков строительства, мы ждем, чтобы проект соответствовал требованиям, которые по объекту выставлены, но стоимость должна быть достоверной, а решения – эффективными».

Создание ФГИС ЦС и Единого государственного реестра экспертных заключений – это важные этапы процесса повышения эффективности инвестиционных проектов и перехода к полноценной единой информационной среде, считает начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов. «Отрасли необходим информационный ресурс, консолидирующий информацию о проектах, позволяющий отбирать и использовать наиболее эффективные. Необходима и ФГИС ЦС: невозможно обеспечить переход на ресурсный метод определения сметной стоимости без информационного ресурса, позволяющего агрегировать данные о производителях строительных ресурсов, собирать информацию о текущих ценах для формирования сметных цен и решать ряд других задач, – уверен Манылов. – Создание такой информационной среды позволит развивать как институт строительной экспертизы, так и строительный комплекс в целом. Однако для решения проблемы низкого качества планирования бюджетных инвестиций в капитальные вложения следует улучшить и качество исходных данных, на основе которых принимаются решения об инвестициях».

В настоящий момент бюджет проекта оценивается только по затратам на стадии проектирования и строительства и не учитывает последующую стоимость владения объектом и его сноса, несмотря на то, что эксплуатационные расходы зачастую значительно превышают затраты на строительство. Такие данные должны быть включены в обоснование инвестиций.

Кроме того, сейчас эксперты приступают к оценке проекта практически на финальной стадии его подготовки, а профессиональная оценка задания на проектирование и иных исходных данных для проектирования практически не осуществляется, что зачастую влечет за собой невозможность реализации проекта в соответствии с инвестиционным решением. Поэтому Главгосэкспертиза России инициировала ввод нулевой стадии экспертизы – оценки инвестпроекта на предпроектном этапе. Введение этого института должно обеспечить существенное повышение качества исходных данных для проектирования и точность бюджетного планирования, при этом следующим этапом развития института обоснования инвестиций становится решение задачи по оценке стоимости объекта на протяжении всего его жизненного цикла.

Реформа ценообразования, в свою очередь, должна решить проблемы оценки стоимости затрат на строительство на основе базисно-индексного метода, а также высокой погрешности при определении предполагаемой предельной стоимости строительства. Для этого ведется  подготовка к переходу на ресурсный метод определения затрат, в том числе за счет создания системы мониторинга цен строительных ресурсов, актуализации государственных элементных сметных норм, активного развития института укрупненных нормативов цены строительства и совершенствования процесса проверки достоверности определения сметной стоимости строительства. Кроме того, во многом поможет и обязанность использования уже реализованных экономически эффективных проектов: это позволяет с высокой точностью определить предполагаемую (предельную) стоимость строительства, а также снизить сроки и стоимость проектирования нового объекта.

Комплексное решение задач по эффективному инвестированию предусматривает также создание нормативной основы для развития института проектирования, проведения аудита и экспертизы, разработку новых методик, нормативов, классификаторов, совершенствование существующих форматов используемых электронных документов, в том числе создание информационных моделей объектов, которые должны полностью отражать все необходимые для принятия решений о капитальных вложениях материалы и информацию об объекте, и многие другие шаги. Полноценный переход к оценке экономической эффективности капитальных вложений на всех этапах жизненного цикла с применением технологий информационного моделирования в соответствии с утвержденным планом мероприятий должен быть осуществлен до 2020 г.

Мила ИВАНОВА,
Москва

Рубрика: Ценообразование / Выпуск № 10 (197) Назад в раздел


Еще на эту тему: