Главное

Календарь мероприятий

19-21 октября 2017 г.
Москва, ЦВК "Экспоцентр"
27-я выставка деревянных домов, инженерных систем и отделочных материалов
29 ноября - 1 декабря 2017 г.
Москва, ЦВК "Экспоцентр"
Международная специализированная выставка

Архив выпусков


ВНИМАНИЕ! 6 октября 2017 года ГК "ГРАНД" проводит XXII Всероссийский семинар
Интернет-магазин МГК "ГРАНД"
Сеть клиник эстетической медицины

Дом Перцовой

Модерн с русским акцентом

Октябрь 2017

Дом Перцовой

В 1907 г. по эскизам художника Сергея Малютина, автора русской матрешки, был построен московский доходный дом Перцовой. Это сложносочиненное здание в стиле модерн до сих пор остается ярким явлением в архитектурном облике Москвы.

Сама идея создания необычного дома с квартирами для жильцов и студиями художников возникла у инженера путей сообщения Петра Перцова (1857–1937) в начале ХХ в. Являясь превосходным инженером и большим любителем искусства, Петр Николаевич устроил закрытый конкурс на лучший проект дома. Он назначил премию в размере 800 руб. тому, чей проект займет первое место, и 500 руб. – за второе. По его замыслу новый дом должен был отображать дух русского зодчества и традиций, но в то же время быть современным.

Свои работы на суд жюри представили несколько художников. Первая премия досталась Аполлинарию Васнецову, брату известного художника Виктора Васнецова. Но Перцов решил все же строить по проекту Сергея Васильевича Милютина, занявшему второе место, поскольку нашел его более оригинальным. «Меня С.В. совершенно захватил своим индивидуальным талантом, и я решил всецело отдаться на его вкус, вводя лишь небольшие коррективы чисто технического или хозяйственного значения», – писал в своих воспоминаниях Перцов. Для работы он пригласил архитекторов Николая Жукова и Бориса Шнауберта.

Здание в стиле модерн, богато декорированное, было построено на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной всего за 11 месяцев. Земельный участок был оформлен на жену Перцова – Зинаиду Алексеевну, поэтому новое здание стали называть домом Перцовой.
Сооружение выполнено из красного кирпича, в его фасаде просматриваются мотивы древнеславянского терема в сочетании с элементами западноевропейской архитектуры. Тем не менее оно выглядит целостно и гармонично. Дом отличают асимметрично расположенные окна, балконы (один из них, тот, что посреди дома, назывался «Беседа царицы»), башнеобразные выступы кровли и обилие художественных элементов.

В декоре фасада, да и во внутреннем убранстве использованы многочисленные изображения животных и сказочных существ. Так, балконы декорированы скульптурами драконов, на коньке крыши установлена золоченая решетка со львами, а над зеленой башней возвышается золоченый петух. Фасад богато украшен майоликовыми панно с изображением солнца, быка, рыб, медведей и прочих животных. Даже трубы были выполнены в виде застывших на крыше сов. 

Интересная история связана с украшением майоликой простенков между окнами четвертого этажа и фронтонов. В те времена в Москве существовала некая фирма «Мурава». Ее организовали молодые художники Строгановского училища. Ребята были талантливые, готовые проявить свои креативные способности, но, к сожалению, малоизвестные. Перцов не прогадал, доверив свой заказ этой фирме. «Качество работы также оправдало себя – за пятнадцатилетний период времени не последовало никаких повреждений глазури», – вспоминал он позднее. Молодые художники смогли реализовать свой могучий творческий потенциал, учитывая при этом все пожелания и вкусы клиента.

При строительстве дома были соблюдены требования заказчика и относительно современных технологий. В доме отсутствовали деревянные перекрытия. Электрическая проводка, водопровод, канализационные коммуникации были тщательно скрыты. «Вообще при постройке дома во всех деталях преследовались две основные задачи – солидность устройства и удовлетворение требований эстетики», – писал Перцов.

Сами хозяева заняли лишь часть дома, а остальные площади сдавали арендаторам, представляющим разные социальные прослойки. В здании имелось 18 лифтов, телефоны, ванны общего пользования, читальня для жильцов. При этом дом Перцовой получился настолько уютным и современным, что желающих поселиться в нем было гораздо больше, нежели квартир.

Кроме частных квартир здесь разместились магазин кондитерских изделий «Миньон», издательство «Арс», выпускавшее журнал «На берегах Невы», несколько контор различной важности.

Внутреннее убранство дома было не менее великолепно, чем внешний вид. Спальни имели ниши, а курительные комнаты оформлены в восточном стиле. Оригинальные изразцовые печи и лестницы украшены уникальной резьбой в исполнении мастеров из Нижегородской губернии. Всеми работами по отделке комнат,  резьбе стен, арок, наличников, столовой мебели руководил лично Малютин.

Вот что писала в своих мемуарах младшая дочь Перцова Зинаида Петровна: «Уже несколько лет жил в нашем доме известный оригинал и чудак – Поздняков. Свою квартиру из четырех громадных комнат он устроил необычайным образом. Самая большая, почти зала, была превращена в ванную (братья мои бывали у Позднякова, они подробно описали мне ее устройство). Пол и стены были затянуты черным сукном. Посреди комнаты, на специально сооруженном помосте, помещалась громадная черная мраморная ванна (вес – 70 пудов). Вокруг горели оранжевые светильники. Огромные стенные зеркала отражали со всех сторон сидевшего в ванне. Другая комната была превращена в зимний сад: паркет засыпан песком и уставлен зелеными растениями и садовой мебелью. Гостиная была прелестная – с тигровыми шкурами и художественной мебелью из карельской березы. Хозяин принимал в ней посетителей в древнегреческой тоге и сандалиях на босу ногу, причем на ногте большого пальца сияла бриллиантовая монограмма. Прислуживал ему негр в красной ливрее, всегда сопровождаемый черным мопсом с большим красным бантом».

Квартира самих хозяев была отделана панелями из красного дерева, столовая – из резного дуба, карнизы и наличники, покрытые диковинной резьбой, были изготовлены из березы. В доме имелся даже посудный лифт – для спуска блюд из кухни в буфет при столовой. В комнатах размещались полотна знаменитых художников.

Интересна история подвала этого дома. Именно здесь располагалось культовое кафе «Летучая мышь». В нем собирались знаменитые представители столичной богемы. Преимущественно это были артисты Московского художественного театра, которые пробовали себя в неожиданных амплуа: Василий Качалов – в роли циркового борца, Ольга Книппер-Чехова – парижской шансонетки. Тут Владимир Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, а Константин Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии». Устав кафе гласил: «Не обижаться!».

В 1917 г. дом Перцовой был национализирован, а дорогие квартиры захватили новоявленные борцы за счастье народа. К примеру, в ту самую четырехкомнатную квартиру оригинала Позднякова поселился Лев Троцкий. Правда, затем он переехал в личные покои хозяев дома, не забыв присвоить при этом их уникальные вещи: редкие картины, скульптуры, мебель, вазы, которые вызывали восхищение иностранных дипломатов. Будучи на приемах в особняке Троцкого, они выражали свое изумление изысканным вкусом Льва Давидовича, не подозревая, кто является их истинным хозяином.

Между тем самого создателя необычного дома вначале выселили из его жилища (он прожил в нем 15 лет), а затем отправили в тюрьму на пять лет, поскольку Николай Петрович открыто выступал против разрушения храмов. Через год его, правда, выпустили, но в свой дом он по понятным причинам уже не попал.

В разные годы на верхних этажах здания находились мастерские художников Роберта Фалька, Александра Куприна, Павла Соколова-Скали, Василия Рождественского и др. В 50-х гг. прошлого века здесь находилось общежитие привокзального почтамта.

В бывшем доме Перцовой с середины 1970-х гг. располагается Главное управление дипломатическим корпусом МИД России. Это организация, обслуживающая все дипломатические и иностранные представительства в Москве, попасть в него с улицы невозможно.

Однако автору блога «Ну да, Москва» Владимиру Раевскому удалось попасть в дом Перцовой после различных согласований, о чем он рассказал в интервью журналу «Афиша Daily».

С его слов, сейчас здание выглядит как «обычный офис с рабочими комнатами, в которых есть компьютеры, скоро-сшиватели и бумажки в файликах». Однако кое-что оригинальное в нем сохранилось: красивая деревянная лестница в хозяйской части дома. Еще сохранилась деревянная входная группа с птицей сирин – ее видно на старых фотографиях, старый гарбероб, двери в некоторые кабинеты, лестница в доходной части дома. В подвале, где когда-то прописалась «Летучая мышь», теперь находится столовая. То есть былого великолепия там уже нет, хотя новыми хозяевами дом содержится исправно.

Инна ЛИМОНОВА,
Москва

Рубрика: Архитектура / Выпуск № 10 (197) Назад в раздел


Еще на эту тему: