Главное

Календарь мероприятий

27 февраля - 2 марта 2018 г.
Краснодар, "Экспоград Юг"
28-я Международная архитектурно-строительная выставка
13-16 марта 2018 г.
Тюмень, Выставочный зал Тюменской ярмарки
Специализированная выставка
3-6 апреля 2018 г.
Москва, "Крокус Экспо"
Международная строительно-интерьерная выставка
3-6 апреля 2018 г.
Москва, ЦВК "Экспоцентр"
24-я Международная выставка строительных и отделочных материалов
11-14 апреля 2018 г.
Набережные Челны, ВЦ "Экспо-Кама"
XIX Международная выставка

Архив выпусков


Интернет-магазин МГК "ГРАНД"
Сеть клиник эстетической медицины

Эйфория прошла

Рынок загородного жилья переживает исторический спад

Декабрь 2017

Эйфория прошла

Рынок загородной недвижимости в России гораздо более инертен по сравнению с жилой недвижимостью массового сегмента. Однако даже на нем за последние годы произошли кардинальные изменения, которые красноречиво характеризуют состояние отрасли строительства и недвижимости, а также экономики страны в целом.

Если сравнивать с докризисным периодом, то сейчас структура предложения на рынке загородной недвижимости сильно изменилась. Так, по данным АН «Инком», до 2008 г. примерно 80% рынка занимали коттеджные поселки, 17% – участки без подряда, 3% – таунхаусы. Сейчас доля участков без подряда выросла до 65%, малоэтажного жилья – до 17% предложения. 11% ассортимента занимают блокированные дома, а на коттеджи приходится 7% рынка. При этом 78% лотов относится к сегменту экономкласса, 15% – классу «комфорт», 4% предложения – это бизнес-класс и 3% – высшие ценовые сегменты.

При этом вот уже несколько лет спрос продолжает снижаться, а текущий год стал самым трудным за последние 10 лет. По данным компании «Миэль – Загородная недвижимость», за 10 месяцев 2017 г. было заключено на 15% меньше сделок, чем за аналогичный период прошлого года, а за три квартала – почти на 40% меньше, чем за тот же отрезок экономически более благополучного 2012-го. В целом рынок по-прежнему затоварен, хотя этот показатель постепенно снижается. Сейчас на продажу выставлено 65 165 объектов – это минимальный показатель за последние четыре года, меньше было только в 2013 г. – тогда на рынке насчитывалось 49 747 лотов.

Снижение спроса привело к значительному падению цен: если до кризиса 2008 г. загородный рынок был скорее элитным, то сейчас приближается к стандартам среднего сегмента, а кое-где и «эконома». Так, по данным «ИРН-Консалтинга», в 2008 г. почти 40% рынка составляли коттеджные поселки в ближней зоне (до 30 км от МКАД) со средней стоимостью 66 млн руб. Сейчас на эту зону приходится около 25% поселков при средней стоимости 21 млн руб. за домовладение. В целом же по рынку средняя цена снизилась на 60% – с 36,3 млн до 14,5 млн руб. за дом с землей. Сейчас даже на престижных шоссе можно найти относительно недорогие коттеджи стоимостью 7–15 млн руб.

Удешевление происходит за счет уменьшения площадей земельного участка и самого жилого строения на нем с 350–400 до 250 кв. м. Средняя площадь коттеджа сейчас равна 271,5 кв. м, придомового участка – 15,9 сотки, и эти показатели продолжают уменьшаться.

Сами потенциальные покупатели подходят к покупке гораздо более прагматично – выбирают долго и тщательно. По данным риэлторов, на первичном рынке клиенты обычно смотрят коттеджи от месяца до полугода, а на «вторичке» этот показатель как минимум вдвое больше. Сроки экспозиции вообще могут достигать 3–5 лет, тогда как до кризиса иные коттеджи продавались за месяц.

Из-за снижения спроса многие объекты подолгу остаются на рынке, в результате до 85% построенных домов успевают морально и технически устареть. Проектный цикл поселка составляет 5–10 лет. За этот срок предпочтения покупателей в отношении площадей, визуального ряда, инфраструктуры могли серьезно измениться, объясняют специалисты. В итоге сегодня пустуют не только отдельные дома, но и целые коттеджные поселки.

«Менялись характеристики проектов, появлялись новые форматы, что определенным образом стабилизировало рынок, и временами продажи даже росли, – комментирует руководитель офиса «Проспект Вернадского» департамента загородной недвижимости «Инком-Недвижимости» Сергей Цывин. – У покупателей не было такого разрыва между желаниями и возможностями, как сейчас, когда они не могут потянуть даже бюджетные варианты с учетом всех дисконтных и ипотечных программ. Мы все чаще сталкиваемся, так скажем, со сделками «в состоянии эйфории». То есть люди бронируют объект, вносят за него деньги, а потом говорят, что заново все обдумали и поняли: если приобрести дом они еще смогут, то отремонтировать и содержать – нет. На этом все и заканчивается. В зависимости от категории и формата поселка доля отказных броней достигает четверти от их общего числа».

По материалам IRN.RU

Рубрика: Недвижимость / Выпуск № 12 (199) Назад в раздел


Еще на эту тему: