Главное

Календарь мероприятий

27 февраля - 2 марта 2018 г.
Краснодар, "Экспоград Юг"
28-я Международная архитектурно-строительная выставка
13-16 марта 2018 г.
Тюмень, Выставочный зал Тюменской ярмарки
Специализированная выставка
3-6 апреля 2018 г.
Москва, "Крокус Экспо"
Международная строительно-интерьерная выставка
3-6 апреля 2018 г.
Москва, ЦВК "Экспоцентр"
24-я Международная выставка строительных и отделочных материалов
11-14 апреля 2018 г.
Набережные Челны, ВЦ "Экспо-Кама"
XIX Международная выставка

Архив выпусков


Интернет-магазин МГК "ГРАНД"
Сеть клиник эстетической медицины

Дом Пашкова

Аристократ и труженик с Ваганьковского холма

Декабрь 2017

Дом Пашкова

Дом Пашкова, или Пашков дом, – одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Здание, построенное в конце XVIII в., горело, было не раз перестроено. Однако первый светский особняк с окнами на Кремль и по сей день стоит на своем месте и остается одним из символов российской столицы.

Дом Пашкова был построен в 1784–1786 гг. по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно по проекту архитектора Василия Баженова. Письменных свидетельств авторства не сохранилось, однако специалисты склоняются к такому выводу, поскольку налицо архитектурная баженовская манера.

В 1839 г. здание приобрел у наследников Пашкова Мос-ковский университет. Далее в нем размещались Московский дворянский институт, 4-я городская гимназия, Румянцевский музей. В 1921 г. все отделы музея были выведены из Пашкова дома. В нем осталась только библиотека музея, переименованная в Публичную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, тут хранили редкие рукописи.

В настоящее время Пашков дом входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки. Здесь долго шел ремонт – с 1988 по 2007 г. Теперь тут в правом флигеле расположен отдел рукописей, в левом – нотно-музыкальный отдел и отдел картографических изданий.

Это величественное здание на пересечении Моховой улицы и Знаменки известно каждому москвичу. Впечатляющий вид ему отчасти создает само место постройки – Ваганьковский холм. В XVIII в. известный немецкий путешественник Рихтер назвал дом Пашкова волшебным замком.

Главный его фасад выходит на солнечную сторону. К тому же особняк стоит не по прямой улице, а несколько скошенно, благодаря чему виден с разных ракурсов, издалека. Из его окон просматриваются постройки Кремля – это первое в Москве светское здание с такими видами.

Пашков дом имеет П-образную форму и скомпонован из трех компактных архитектурных объемов: центрального корпуса и боковых крыльев-флигелей.

Раньше перед особняком находился еще и сад с двумя каменными бассейнами и фонтаном. По прихоти хозяев в саду, у воды жили китайские гуси, разные породы попугаев, павлины. К участку примыкает церковь Святого Николая Угодника, бывшая домовой. Московский люд собирался перед чугунной решеткой, чтобы поглядеть на это чудо. В доме часто устраивались театральные представления, музыкальные вечера, зажигалась праздничная иллюминация.

na_15_2_s.jpg
Назначение Дома Пашкова за два века несколько раз менялось, сейчас тут располагаются три библиотечных отдела, а парадный зал сдается под различные культурные мероприятия

Архитектор использовал принцип контраста, противопоставив большой объем центрального здания маленьким служебным помещениям, широкий парадный двор – узкой трапециевидной воронке, соединяющей въезд с парадным двором. Один из фасадов имеет торжественный, дворцовый вид, второй же – камерный, усадебный. Подобные контрасты отсылают нас к стилю барокко с его сложными трактовками.

Рассмотрим композицию фасада, выходящего на Моховую улицу. Вправо и влево от центрального кубического массива отходят две одноэтажные галереи, завершающиеся двух-этажными флигелями. В центральном корпусе с обеих сторон выдвигаются колонные портики. Ввысь поднимается цилиндрический бельведер. Это излюбленные приемы классицизма.

Для строения характерна ордерная система. В контрасте с рустованным первым этажом в портиках использован большой ордер, объединяющий два этажа. Благодаря невысокому, но протяженному цоколю такое объединение двух этажей колоннадой увеличивает масштабность здания.

Все три портика фасада расположены фронтально. Пашков дом представляет редкий пример в мировой архитектуре, где при подобной композиции фасада применены три портика, совершенно одинаковые по своим основным размерам и числу колонн. Различен только используемый ордер.

Интересно, что в колоннах и пилястрах центрального корпуса использован композитный коринфский ордер. По сторонам четырехколонного портика расположены статуи, поставленные на базы колонн. В колоннах и пилястрах флигелей использован сложный ионический ордер с диагональными капителями. Они подчеркивают художественную самостоятельность и роль флигелей в композиции фасада. Балюстрада, обрамляющая кровлю центрального корпуса, уставлена пышными вазами, что облегчает переход от фриза и карниза к бельведеру, завершающему центральный объем.

Парадные помещения дворца расположены в его центральном корпусе, вход в который устроен по оси здания, со стороны парадного двора. Главный вестибюль был расположен также по оси главного здания, там, где теперь главная лестница. Справа от вестибюля, в стороне от центральной оси, шла парадная лестница на второй этаж, приводившая в аванзал и в главный зал. Боковые флигели были отведены под жилые и служебные помещения.

Первоначальный цвет стен здания, согласно некоторым источникам, был оранжевый. Начало изменений баженовского облика здания было положено императором Павлом: по его приказанию с купола была снята венчавшая его статуя Минервы.

Во времена Отечественной войны 1812 г. здание сильно пострадало: были уничтожены деревянный бельведер с колоннадой коринфского ордера и огромная скульптурная группа, герб Пашковых на портике. Позднее здание  восстановил, скорее всего, один из архитекторов «Комиссии для строения Москвы» – Осип Бове. Он заменил коринфские круглые колонны на трехчетвертные ионические, тем самым добившись утяжеления дома (поставил более тяжелый ордер над более легким). Также зодчий видоизменил боковые продольные галереи. Первоначально это были открытые переходные балконы, впоследствии их перекрыли двускатной кровлей. Утраченную скульптурную декорацию так и не восстановили.

Под нужды Дворянского института в 1841 г. Пашков дом еще раз перестраивался (архитекторы – Александр Никитин, Иван Свиязев). Но и на этом история его преобразований не закончилась. В 1914 г. архитектор Николай Шевяков построил рядом с Пашковым домом здание (так называемый двусветный Ивановский зал, сохранился до нашего времени) – специально для демонстрации картины Александра Иванова «Явление Христа народу», обладающей огромным размером. К тому времени, напомню, в Пашковом доме уже разместился Румянцевский музей. Новое здание было спланировано таким образом, чтобы при сравнительно небольшом его размере открывался наиболее удачный обзор на картину – в конце анфилады зал второго этажа.

В 1925–1927 гг. реставрацию Пашкова дома проводили Алексей Щусев, Илья Машков, Иван Рерберг, Евгений Шервинский. В1935 г. власти разработали генеральный план реконструкции Москвы, и по их замыслу рядом с Пашковым домом должна была пройти новая широкая парадная улица – аллея Ильича. Эта аллея должна была соединить площадь Дзержинского с Дворцом Советов, строящимся на месте разрушенного храма Христа Спасителя. Тот же генплан предусматривал возведение нового Большого Каменного моста, съезд с которого
должен был плавно влиться в аллею Ильича.

Планы предусматривали снос части сада Пашкова дома и его художественной ограды. Кроме того, архитектор Виталий Долганов в 1934 г. на склоне соорудил монументальную белокаменную лестницу с террассой-трибуной, спускающуюся к Моховой, а на главном фасаде здания, на том месте, где ранее располагался герб Пашкова, были помещены серп и молот. Внутренняя планировка Пашкова дома изменялась более радикально, и от баженовских внутренних стен и лестниц почти ничего не осталось.

Последнее изменение облика дома Пашкова произошло во время одного из ремонтов 1980-х гг., когда герб СССР был снят с фасада. В 1986 г. при строительстве станции метро «Боровицкая» осел фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия, и здание оказалось на грани разрушения. Вот чем была вызвана реконструкция, продолжавшаяся до 2007 г.

Сейчас в доме Пашкова располагаются три библиотечных отдела. А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.
В сегодняшнем дне архитектурного комплекса воплотилось в жизнь духовное завещание Николая Румянцева, основателя музея своего имени. Дом Пашкова, аристократ и труженик, служит «на пользу Отечества и благое просвещение».

Инна ЛИМОНОВА,
Москва
Фото: www.tour-classica.ru

Рубрика: Архитектура / Выпуск № 12 (199) Назад в раздел


Еще на эту тему: