Главное

Календарь мероприятий

27 февраля - 2 марта 2018 г.
Краснодар, "Экспоград Юг"
28-я Международная архитектурно-строительная выставка
13-16 марта 2018 г.
Тюмень, Выставочный зал Тюменской ярмарки
Специализированная выставка
3-6 апреля 2018 г.
Москва, "Крокус Экспо"
Международная строительно-интерьерная выставка
3-6 апреля 2018 г.
Москва, ЦВК "Экспоцентр"
24-я Международная выставка строительных и отделочных материалов
11-14 апреля 2018 г.
Набережные Челны, ВЦ "Экспо-Кама"
XIX Международная выставка

Архив выпусков


Интернет-магазин МГК "ГРАНД"
Сеть клиник эстетической медицины

«Открыть шлюзы»

для частного инвестирования в инфраструктуру

Февраль 2018

«Открыть шлюзы»

В условиях бюджетных ограничений одним из важнейших вопросов развития инфраструктуры является поиск новых источников финансирования. В жилом гражданском строительстве регулятор взял курс на проектное финансирование, при котором все денежные потоки администрирует не застройщик, а банк. В сегменте строительства инфраструктурных объектов идут противоположные процессы – фокус делается на привлечение частного капитала. И хотя этот процесс длится уже больше 10 лет, качественного скачка в этом вопросе так и не произошло: доля средств частных инвесторов в проектах ГЧП не превышает 20–30%, тогда как за рубежом эта цифра составляет 80%. О том, где взять деньги на дороги, мосты, туннели, рассуждали участники круглого стола «Новые механизмы финансирования дорожной инфраструктуры: потенциал, тенденции, перспективы».

Регионы: недостаток ресурсов и инструментов
Взять, к примеру, сеть автомобильных дорог: сегодня 94 из 119 федеральных трасс работают в режиме перегруза, только на расшивку узких мест потребуются сотни миллиардов рублей. А есть еще огромная потребность в строительстве обходов федеральных сетей в крупных городах. «Необходимо увеличивать инвестиции в модернизацию инфраструктуры, однако тенденции бюджетного ограничения сохраняются. Замещать бюджетные деньги необходимо частными инвестициями, как делается во всем мире», – считает заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов.

Еще более заметна нехватка средств для реализации региональных проектов. Причем регионам нужны не только ресурсы, но и новые инструменты и механизмы финансирования. Разработкой таких новых механизмов занимается государственная компания «Автодор». Один из последних примеров – принцип корпоративного ГЧП, который лег в основу реализации проекта четвертой секции М4 «Дон».

Строительство 200-километрового участка откладывалось последние несколько лет, так как на него не хватало средств. Для реализации проекта было создано совместное предприятие ГК «Автодор» с Российским фондом прямых инвестиций. «Дочка» получила операторский контракт и реализовала первый его этап, в рамках которого была доработана проектная документация, а также выбраны подрядчики, которые вышли на площадку. Параллельно шел поиск иностранного соинвестора, и на момент, когда с ним подписали документы, компания уже практически возводила объект.

К этому времени акции были оценены, и ГК «Автодор» продала их иностранному инвестору. Это позволило снять риски, связанные с подготовкой разрешительной документации и поисками подрядчиков, что пугало потенциальных инвестпартнеров.

У кого есть деньги
«В настоящее время в силу санкционных ограничений рынок зарубежных заимствований для России закрыт. Но есть другие международные финансовые институты, которые не столь чувствительны к санкциям, например Евразийский банк развития», – отметил генеральный директор ООО «ПФ «ВИС» Игорь Снегуров. Он также указывает еще на один источник финансирования, который позволит расширить емкость рынка, – средства пенсионных фондов. По разным оценкам, это около 5 трлн руб., из которых примерно половина – государственные средства. При этом инвестировано менее 5% на горизонте семи лет. «Это плотина, которая сейчас запружена определенными ограничениями», – считает Снегуров. Чтобы «открыть эти шлюзы», эксперт предлагает развивать рынок инфраструктурных облигаций (то, что называется инфраструктурной ипотекой).

Президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов Сергей Беляков считает, что даже 5 трлн руб. пенсионных фондов – это ничтожная сумма по сравнению с объемами, которые хранятся на депозитах (больше 24 трлн руб.). Он считает, что пенсионные фонды сами ищут возможность инвестировать в инфраструктуру, однако для этого должна измениться система их регулирования.

В настоящее время пенсионные фонды в России не являются источником «длинных денег», как во всем мире, а остаются «краткосрочными» инвесторами, игроками на волатильном рынке. Фонды во многом руководствуются подходами Центробанка, который рекомендует инвестировать только в самые доходные и наиболее краткосрочные проекты, тогда как проекты транспортной инфраструктуры, например, к таковым отнести трудно. Это нехороший тренд, который нужно переломить с помощью совместного лоббирования интересов финансирования инфраструктуры, считает Беляков.

Помогите частному инвестору
Позицию банкиров на рынке финансирования инфраструктурных проектов в дорожной отрасли сложно назвать единодушной. Некоторые разрабатывают новые финансовые инструменты, другие считают, что не нужно изобретать велосипед. Так, Внешэкономбанк (ВЭБ) предлагает фабрику проектного финансирования. Речь идет о механизме поддержки инвестпроектов с использованием инструментов синдицированного кредитования через администрирование ВЭБом, пояснил исполняющий обязанности гендиректора ОАО «Федеральный центр проектного финансирования» (дочерняя структура ВЭБа) Вячеслав Синюгин. Предполагается, что финансирование для проектных компаний станет возможным уже в I квартале 2018 г.

В то же время начальник департамента инфраструктурных проектов и ГЧП АО «Газпромбанк» Павел Бруссер не видит проблем с финансированием. «Я не вижу проблемы в том, где взять деньги. [На рынке] представлены хорошо упакованные проекты. Мы в этом году подписали финансовое закрытие по ЦКАД-3, подписали концессионное соглашение по четвертому мосту в Новосибирске, проекту в Республике Коми», – рассказал он.

Заместитель председателя правления Евразийского банка развития Константин Лимитовский вообще считает, что новых механизмов финансирования нет и не нужно изобретать велосипед, а нужно просто адаптировать международную практику к действительности в России. «Главная проблема, которую мы видим в России и других странах, – это недостаток рискового частного капитала в инфраструктуре, – объясняет он. – Частному инвестору важно скорее не технико-экономическое обоснование, а создание инструментов поддержки на ранней стадии развития проекта». Пока же от стадии идеи до начала момента строительства проходят годы, а для частного инвестора такие временные потери – прямые убытки.

Особенно ощутима эта проблема при реализации сравнительно небольших проектов в регионах стоимостью от 300 млн до 3 млрд руб. В таких кейсах источников финансирования практически нет, потому что большим банкам (особенно международным) невыгодно заниматься такой «мелочью». И если и нужны специальные инструменты поддержки, то как раз для того, чтобы придать импульс подобным проектам.

Внимание к нюансам
Об особенностях реализации проектов ГЧП на региональном уровне рассказал старший управляющий директор – начальник управления инфраструктурного финансирования Sberbank CIB Андрей Карасев. Он также считает основной проблемой то, что в России не сформировался полноценный акционерный (т. е. собственный) капитал и существует высокая степень риска, связанная с тем, что регионы не могут выполнить свои обязательства. Речь идет о срывах сроков по предоставлению земельных участков, завершению строительства, да и о наличии профессиональных строительных компаний на региональных рынках. К тому же частный инвестор хочет гарантий возврата своих средств в случае разрыва финансовых соглашений.

Заместитель председателя правления по инвестициям и стратегическому планированию ГК «Автодор» Александр Носов добавляет, что пора также пересмотреть сами схемы участия инвесторов в инвестиционных проектах. «Сегодня мы предписываем рынку одну единственную матрицу поведения. Это сквозные контракты жизненного цикла: построй, профинансируй, эксплуатируй, – объяснил он. – Но не все инвесторы к этому объективно готовы. Много таких, которые ничего не понимают в стройке или в эксплуатации, но готовы вкладываться финансово. Однако рынок пока не предусматривает таких возможностей».

Людмила ИЗЪЮРОВА,
Москва


Рубрика: Строительство / Выпуск № 2 (201) Назад в раздел


Еще на эту тему: