Главное

Календарь мероприятий

27 февраля - 2 марта 2018 г.
Краснодар, "Экспоград Юг"
28-я Международная архитектурно-строительная выставка
13-16 марта 2018 г.
Тюмень, Выставочный зал Тюменской ярмарки
Специализированная выставка
3-6 апреля 2018 г.
Москва, "Крокус Экспо"
Международная строительно-интерьерная выставка
3-6 апреля 2018 г.
Москва, ЦВК "Экспоцентр"
24-я Международная выставка строительных и отделочных материалов
11-14 апреля 2018 г.
Набережные Челны, ВЦ "Экспо-Кама"
XIX Международная выставка

Архив выпусков


Интернет-магазин МГК "ГРАНД"
Сеть клиник эстетической медицины

Большой Екатерининский дворец

Роскошь, величие, красота

Февраль 2018

Большой Екатерининский дворец

Екатерининский дворец Царского Села называют голубой мечтой барокко. Сегодня дворец, превращенный в музей, значится третьим в списке самых главных достопримечательностей Санкт-Петербурга – визит сюда рекомендуется сразу после осмотра коллекций Эрмитажа и фонтанов Петергофа.

Царское Село издавна служило парадной летней резиденцией российских императоров и было признано одной из лучших царских резиденций Европы уже в XVIII в. В 1710 г. Петр I пожаловал своей жене Екатерине Алексеевне поместье, получившее название Сарское село. С этого подарка началась история Царскосельского ансамбля. Однако со временем величественный памятник русского барокко – Екатерининский дворец в Царском Селе (Пушкине) под Санкт-Петербургом стал также весенней и осенней загородной резиденцией русских монархов. А Александр I, стремившийся к уединению, жил здесь даже зимой.

Здание Екатерининского дворца, сохранившееся до наших дней, было построено в 1752–1756 гг. для Елизаветы Петровны на месте скромных каменных палат первой русской императрицы, Екатерины I. Позднее здесь регулярно жили Екатерина II и ее внук Александр I, предпочитавший эту резиденцию подаренному ему бабушкой Александровскому дворцу по соседству. Весну и осень из года в год проводил в Царском Селе и Александр II.

Вытянутое здание длиной 306 м является главным фасадом Екатерининского дворца, который выполнен в пышном стиле елизаветинского (русского) барокко, его стены выкрашены в лазурный цвет, колонны и пилястры – белые, их капители, атланты, орнамент над окнами – желтого цвета. При Елизавете карнизы и пилястры, деревянная балюстрада со статуями и вазами на крыше дворца были позолоченными.

Парадная лестница находится в центре главного фасада, по обе стороны от нее на втором этаже протянулись анфилады жилых залов и гостиных. В северной части разместились Янтарный кабинет и Картинный зал – это половина Александра I. К югу расположились двухцветный Большой зал, занимающий всю ширину дворца и имеющий площадь около 800 кв. м – он должен был олицетворять мощь Российской империи и использовался для приемов и роскошных балов.

Два коротких флигеля расположились перпендикулярно главному фасаду. В первом находится Дворцовая церковь, и он соединен переходом с помещениями знаменитого Лицея, в котором учился А. С. Пушкин.

Известный как Зубовский второй флигель был перестроен в 1779–1785 гг. архитектором Юрием Фельтеном под покровительством императрицы Екатерины II. На втором этаже находились 10 личных комнат Екатерины, отделанных по проекту Камерона и Кваренги, на первом жили царские фавориты, по фамилии одного из которых флигель и получил свое название.

Екатерина очень любила эту свою резиденцию. В комнатах второго этажа она жила и принимала гостей, в небольшом садике, соединяющем дворец и Агатовые комнаты, отдыхала, любовалась цветами и парком. В самих Агатовых комнатах, роскошных залах, отделанных драгоценной уральской яшмой, порой работала в тишине и прохладе. В зной гуляла по Камероновой галерее, примыкающей к дворцу.

Впоследствии в Зубовском флигеле жил император Александр II, для которого перестроили помещения первого этажа (императрица жила в половине Екатерины II на втором этаже). Здесь же потом появились и комнаты тайной супруги императора, княгини Юрьевской.

Следующей хозяйкой Сарского села стала цесаревна Елизавета Петровна. Здесь ей пришлось провести самые суровые годы своей жизни, годы опалы во время правления императрицы Анны Иоанновны. После восшествия на трон Елизавета Петровна развернула в Царском Селе большое строительство: «каменные палаты о 16 светлицах» были превращены в один из лучших европейских дворцово-парковых ансамблей. В это время в Царском Селе работали крупнейшие архитекторы, в том числе и Варфоломей Растрелли.

Здесь наглядно проявился творческий почерк Растрелли, яркого представителя барокко. В ансамбле Большого дворца ощущается грандиозный пространственный размах, четкость линий, строгая организованность планов сочетается с пластичностью, богатством скульптурного убранства и цвета, прихотливой орнаментикой.

При Елизавете Петровне Сарская мыза превратилась в величественный архитектурный ансамбль, превосходивший своими размерами и великолепием все другие резиденции в России, включая Михайловский дворец в Петербурге.

Эпоха Елизаветы Петровны – эпоха балов и маскарадов, а на создание обрамления для своих увеселений она никогда не жалела средств. И Большой зал или Светлая галерея дворца – лучшее тому подтверждение. Золото на белом или белое на золоте. Сияние свечей или солнечных лучей. Бесконечность их отражений в драгоценных зеркалах.

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе словно господствует над огромным пространством. Это сложная по своей композиции постройка. Растрелли сохранил общие контуры композиции дворца, возведенного здесь ранее, но все же полностью его перестроил. Один из фасадов обращен в Нижний парк, другой – на парадный двор. Все корпуса прежнего дворца зодчий выравнял и превратил бывшие галереи в Большой зал и высокие парадные апартаменты.

Главный вход зодчий переносит в правый угол здания, чтобы постепенно, по мере продвижения по парадному двору, перед гостями раскрывалось богатое оформление всего фасада. Композиция интерьеров дворца построена на эффекте бесконечной протяженности анфилады залов, гостиных и других парадных помещений.

Большой Екатерининский дворец стал первым зданием в России, где протяженность анфилады равнялась длине всего здания. Снаружи правый угол здания, над парадным входом, венчает купол с одной главой. Этому куполу на другом конце дворца отвечает пятиглавие церкви.

Растрелли сохранил основные членения прежней цепи дворцовых сооружений и использовал центральный и боковые корпуса старого дворца в качестве ризалитов нового здания. Ризалиты подчеркнули его протяженность и придали облику дворца соответствующую представительность.

Фасады шедевра русского барокко насыщены богатейшими лепными украшениями – фигурами атлантов, маскаронами, кронштейнами, картушами сложного рисунка, наличниками окон, гирляндами, декоративной скульптурой, вазами. Екатерининский дворец прекрасен и снаружи, и внутри. Его фасады, сияющие чистейшей лазурью, цветущие скульптурным убранством, таят в себе множество драгоценностей – залов и комнат, которые иначе как произведениями искусства назвать нельзя.

Большой зал и сегодня восхищает и удивляет. Но честь быть самой знаменитой комнатой дворца принадлежит так называемой Янтарной комнате. Ее история началась в эпоху Петра I. Русский царь, большой любитель всего нового и диковинного, узнал о необычном янтарном кабинете прусского монарха Фридриха Вильгельма. Некоторое время спустя царь получил янтарный кабинет в качестве дипломатического подарка. Но случилось так, что при жизни первого императора устроен (точнее, смонтирован) кабинет так и не был.

Дочь Петра I Елизавета вспомнила и решила использовать полузабытую диковинку. Первый адрес Янтарной комнаты в правление Елизаветы I – Зимний дворец. В 1755 г. императрица решает перенести комнату в новый Большой дворец в Царское Село.

Янтарным чудом восторгались многие, но не только красота чудной комнаты принесла ей славу, а еще и ее исчезновение. В годы Великой Отечественной войны нацисты вывезли янтарный кабинет из дворца. Его поиски велись десятилетиями. И российским реставраторам понадобились десятилетия на воссоздание янтарного шедевра. В 2003 г. ее увидели первые посетители.

Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе и в XIX, и в начале XX столетия оставался местом пребывания членов императорской фамилии.

После Октябрьской революции Екатерининский дворец был превращен в музей. В годы войны здание было практически полностью уничтожено, внутренняя и внешняя отделки на 80% утрачены. Но благодаря сложным и кропотливым работам реставраторов, архитекторов, историков и различных мастеров уже в 1959 г. были открыты для обозрения первые шесть залов дворца. В настоящее время из 58 залов, разрушенных в годы войны, восстановлено 32. На официальном сайте государственного музея-заповедника «Царское Село» указано, что «архитекторы и реставраторы по сей день воссоздают бесценное наследие прошлого, применяя традиционные материалы и технологии позолотных, камнерезных, лепных и других работ мастеров XVIII–XIX вв., секреты которых открываются вновь на основе документальных источников».

Инна ЛИМОНОВА,
Москва

Рубрика: Архитектура / Выпуск № 2 (201) Назад в раздел


Еще на эту тему: