Главное

Календарь мероприятий

29 ноября - 1 декабря 2017 г.
Москва, ЦВК "Экспоцентр"
Международная специализированная выставка

Архив выпусков


ВНИМАНИЕ! 6 октября 2017 года ГК "ГРАНД" проводит XXII Всероссийский семинар
Интернет-магазин МГК "ГРАНД"
Сеть клиник эстетической медицины

На вопросы отвечает Лилия ПОДЫНИГЛАЗОВА, начальник управления сметных норм и расценок на общестроительные работы ОАО «ЦНИИЭУС»

Август 2017

На вопросы отвечает Лилия ПОДЫНИГЛАЗОВА, начальник управления сметных норм и расценок  на общестроительные работы ОАО «ЦНИИЭУС»

Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) занимается методической разработкой нормативно-правовых документов в области ценообразования в строительстве, консультирует по вопросам формирования сметной стоимости строительной продукции, особенности составления сметной документации на разных этапах инвестиционной деятельности, нормативно-правовым документам в области ценообразования в строительстве.


ВОПРОС: Появилась проблема, но выхода из нее я не знаю. Дело в том, что мы, подрядчики, завершаем работы на объекте, т. е. подсчитываем итоги и пытаемся у заказчика получить оплату законченных работ с учетом всех изменений и уточнений, внесенных в проект заказчиком.

У заказчика сложилось мнение о том, что подрядчик обязан выполнить дополнительные работы либо за свой счет (счет подрядчика), либо за счет «обязательств» подрядчика (якобы это предусмотрено каким-то законом) в объеме 10% сверх твердой цены.

Ничего подобного в договоре подряда не указано, и назвать такой закон заказчик отказывается. По своей инициативе он заменил оконные блоки, которые по стоимости превышают учтенные в смете, и эта замена отражена в проекте. Что нам делать? Мы приобрели и установили те оконные блоки, которые указаны в проекте после его корректировки. Многие работы были в смете просто пропущены или их объемы занижены. Мы работали на совесть, старались работу выполнить без нареканий и претензий, что в результате у нас и получилось. Дошло дело до оплаты – и тут все испортилось: взаимоотношения, настроение и вера в справедливость. 

Что нам делать? Как отбиться от таких затрат? А ведь речь идет о значительной сумме, а для нашей организации – просто неподъемной.

ОТВЕТ: К сожалению, подобные ситуации в строительстве не единичны. Сразу отмечу, что данная проблема должна решаться юридической службой, но, как всегда, ее переадресовали сметчикам. Попробую ответить, скорее, помочь сметчику, так как я не являюсь юристом. Как я вижу, заказчик имеет в виду действительно закон, но трактует его неправильно. Таким законом, скорее всего, является Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (здесь и далее – ГК РФ), в котором следует обратить внимание на статью 451 «Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств».

Далее в ГК РФ (часть 2) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ рассмотрим некоторые статьи главы 37 «Подряд».

Что касается возможности внесения изменений в техническую документацию на строительство объекта, то согласно статье 744 ГК РФ «1. Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают 10% указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ.
2. Внесение в техническую документацию изменений в большем против указанного в пункте 1 настоящей статьи объеме осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.
3. Подрядчик вправе требовать в соответствии со статьей 450 настоящего Кодекса пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%.
4. Подрядчик вправе требовать возмещения разумных расходов, которые понесены им в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации».

Вот поэтому у заказчика прозвучала цифра «10%», но это затраты, подлежащие оплате подрядчику, но не выполненные сверх договорной цены за средства подрядчика.

Вообще нужно было бы начинать ознакомление с данным ФЗ со статьи 740, где сказано: «1. По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену».
Сюда же нужно добавить положения статьи 743, в которой указано, что: «1. Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ».

Завершить знакомство с данным государственным актом – ГК РФ –  можно положениями статьи 709: «1. В договоре подряда указывается цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.
2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.
3. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
5. Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.
6. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик – ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса».

В конце концов, изучив главу 37 ГК РФ, можно также воспользоваться статьей 712 (право подрядчика на удержание), где сказано: «При неисполнении заказчиком обязанности уплатить установленную цену либо иную сумму, причитающуюся подрядчику в связи с выполнением договора подряда, подрядчик имеет право на удержание в соответствии со статьями 359 и 360 настоящего Кодекса результата работ, а также принадлежащих заказчику оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи, остатка неиспользованного материала и другого оказавшегося у него имущества заказчика до уплаты заказчиком соответствующих сумм».

В завершение хочу посоветовать более внимательно ознакомиться с главой 37 ГК РФ, где можно найти ответы или подтверждения своих решений на многие вопросы и проблемы.

В подтверждение злободневности вопроса и затронутой в нем проблемы привожу следующее свежайшее письмо Минфина России.

Министерство финансов РФ
Письмо от 9 июня 2017 г. № 24-03-05/36403
О рассмотрении обращения

Минфин России, рассмотрев обращение о разъяснении федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) по вопросу возможности выполнения в рамках заключенного контракта дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 Закона о контрактной системе и ст. 95 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, в том числе если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.

Таким образом, положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность увеличения предусмотренного контрактом количества товара, объема работы или услуги (если такая возможность была установлена документацией о закупке) по соглашению сторон не более чем на 10% цены контракта.

На основании изложенного в случае возникновения необходимости в выполнении дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, закупку таких работ необходимо осуществить в рамках новой процедуры в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Алексей ЛАВРОВ,
заместитель министра



ВОПРОС: В настоящее время в сметном деле получился хаос и неразбериха из-за выхода ряда методических документов, которые мы не можем применять, так как работаем по сметным нормативам (ТЕР-2001) редакции 2009 г.

Как быть? Некоторые требуют от нас, сметчиков, составление сметной документации производить только ресурсным методом, не понимая, что это значит, другие считают, что нам, сметчикам в регионах, нужно федеральные расценки в редакции 2017 г. пересчитывать в каждой смете и приводить к региональным ценам. Что делать? У нас в регионе никаких Сборников цен материалов и эксплуатации машин, привязанных к кодам ресурсов, нет, и когда они появятся, нам неизвестно.

Как выйти из создавшейся ситуации? Как и по каким нормативам составлять сметы? Для нас в регионах это жизненно важный вопрос. Территориальные расценки редакции 2014 г. закончили свое действие или ими еще некоторое время можно пользоваться?
 
ОТВЕТ: К большому сожалению, подобные трудности мы себе создаем сами. Даже ФАУ «Главгосэкспертиза России» в свое время обращалось в Минстрой РФ за ответом на подобный вопрос.  В ответе (приводится ниже) сообщается, что территориальные сметные нормативы заканчивают свое действие 30 сентября 2017 г. В период до 30 сентября 2017 г. действуют территориальные сметные нормативы и цены, включенные в Федеральный реестр сметных нормативов или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство строительства и ЖКХ РФ
Письмо № 10 873-ХМ/09 от 31 марта 2017 г.
Начальнику ФАУ «Главное управление государственной экспертизы» Манылову И. Е.

Уважаемый Игорь Евгеньевич!

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ рассмотрело обращение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 22 февраля 2017 г. № 01-01-15/869-ИЛ по вопросу целесообразности приведения территориальных сметных нормативов в соответствие с государственными сметными нормативами и сообщает.

Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ),  с учетом изменений, которые планируется внести в ГрК РФ проектом федерального закона № 978631-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений отдельных законодательных актов Российской Федерации», Порядка мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452, Положения о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № 959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве», территориальные сметные нормативы заканчивают свое действие 30 сентября 2017 г.

В период до 30 сентября 2017 г. действуют территориальные сметные нормативы и цены в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, включенные в федеральный реестр сметных нормативов или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Хамит МАВЛИЯРОВ,
заместитель министра


Специалистам, работающим в области строительства, рекомендую чаще заходить на сайт Минстроя РФ, где публикуются документы, в том числе отвечающие на ваш вопрос.

Более поздняя информация по затронутой проблеме, а именно отвечающая также на заданный вопрос – о статусе и сроках действия базы ТЕР и региональных индексах, – содержится в письме Минстроя РФ № 24075-СМ/09 от 7 июля 2017 г.

Министерство строительства и ЖКХ РФ
Письмо № 24075-СМ/09 от 7 июля 2017 г.

Департамент ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и ЖКХ РФ рассмотрел обращение Союза инженеров-сметчиков Ярославской области от 6 апреля 2017 г. № 0704-17-03 и от 26 июня 2017 г. № 2606-17-03 по вопросу применения территориальных единичных расценок (ТЕР-2001) Ярославской области и сообщает.

Согласно пункту 1 статьи 8.3 главы 2.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50%, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов.

В иных случаях сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства определяется с применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

В целях урегулирования правовых неопределенностей, возникающих в правоприменительной практике по вопросам, относящимся к сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, подготовлен ко второму чтению Государственной думой РФ проект федерального закона № 978631-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее – Проект федерального закона).

Проектом федерального закона уточняется понятие сметного норматива, а именно сметные нормативы – сметные нормы и методики, необходимые для определения сметной стоимости строительства, стоимости работ по инженерным изысканиям и по подготовке проектной документации, а также методики разработки и применения сметных норм.

Проектом федерального закона также предусмотрено, что сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего федерального закона, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
– включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ (в редакции настоящего федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;
– введение в действие указанных сметных нормативов;
– размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее – ФГИС ЦС) сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 ГрК РФ (в редакции настоящего федерального закона).

Проектом федерального закона предусмотрено, что положения ГрК РФ о размещении во ФГИС ЦС утвержденных сметных нормативов, федерального реестра сметных нормативов, содержащего сведения об утвержденных сметных нормативах, сметных цен строительных ресурсов, применяются с 30 сентября 2017 г.

Таким образом, до включения Минстроем России соответствующих сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов в целях определения сметной стоимости строительства могут применяться сметные нормы, расценки и методические документы, включенные в федеральный реестр сметных нормативов.

В соответствии с частью 3 статьи 8.3 ГрК РФ сметные нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, в установленном им порядке.

Порядок разработки, рассмотрения и введения в действие прогнозных индексов изменения сметной стоимости (далее – Индексы) установлен Методическими рекомендациями по разработке изменения сметной стоимости строительства (далее – Методические рекомендации), утвержденными приказом Минстроя России от 9 февраля 2017 г.  № 84/пр.

Согласно пункту 1.3 Методических рекомендаций Индексы предназначены исключительно для определения стоимости строительства базисно-индексным методом на стадии разработки проектной документации в уровне цен, соответствующем периоду разработки сметной документации. Индексы сообщаются ежеквартально письмами Минстроя России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и включаются в федеральный реестр сметных нормативов.

В соответствии с пунктом 8.1 Методических рекомендаций расчет Индексов осуществляется уполномоченным подведомственным Минстрою России государственным учреждением в разрезе субъектов Российской Федерации с разбивкой по федеральным округам.

Дополнительно департамент сообщает, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

Таким образом, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Светлана  МОЧАЛОВА,
директор департамента ценообразования
и градостроительного зонирования

Выпуск № 8 (195) Назад в раздел


Еще на эту тему: