Главное

Календарь мероприятий

27 февраля - 2 марта 2018 г.
Краснодар, "Экспоград Юг"
28-я Международная архитектурно-строительная выставка
13-16 марта 2018 г.
Тюмень, Выставочный зал Тюменской ярмарки
Специализированная выставка
3-6 апреля 2018 г.
Москва, "Крокус Экспо"
Международная строительно-интерьерная выставка
3-6 апреля 2018 г.
Москва, ЦВК "Экспоцентр"
24-я Международная выставка строительных и отделочных материалов
11-14 апреля 2018 г.
Набережные Челны, ВЦ "Экспо-Кама"
XIX Международная выставка

Архив выпусков


Интернет-магазин МГК "ГРАНД"
Сеть клиник эстетической медицины

На вопросы отвечает Лилия ПОДЫНИГЛАЗОВА, начальник управления сметных норм и расценок на общестроительные работы ОАО «ЦНИИЭУС»

Февраль 2018

На вопросы отвечает Лилия ПОДЫНИГЛАЗОВА, начальник управления сметных норм и расценок  на общестроительные работы ОАО «ЦНИИЭУС»

Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления строительством (ЦНИИЭУС) занимается методической разработкой нормативно-правовых документов в области ценообразования в строительстве, консультирует по вопросам формирования сметной стоимости строительной продукции, особенности составления сметной документации на разных этапах инвестиционной деятельности, нормативно-правовым документам в области ценообразования в строительстве.


ВОПРОС: На сегодняшний день сложилась патовая обстановка по вопросу применения (использования) территориальных расценок разных годов издания. Одни консультанты считают, что ТЕРами можно до сих пор пользоваться, а другие указывают на неправомерность применения ТЕР и предлагают для составления смет использовать однозначно вышедшие в 2017 г. ФЕРы на все виды работ.

Что делать? Да еще и методики (МДС) отменили, не сказав при этом ни единого слова о том, что делать, когда наш объект длительного срока проектирования и сметы мы также составляем на это строительство уже третий год. Разве, начав составлять сметы в сметных нормативах редакции 2014 г. и практически выдав за два предыдущих года сметы в объеме около 80%, теперь, перед завершением работы, [мы] должны вдруг все пересчитывать – а это около 3000 смет – в новую редакцию, да еще и в федеральном уровне цен? Зачем?

Экспертиза дает справку на наш вопрос: да, нужно все пересчитать и представить сметную документацию в последней редакции нормативов. А пока мы будем все перелопачивать, есть ли гарантия, что опять не появится что-нибудь новое – и так до бесконечности?
Как выйти из этого положения? Кто распутает этот клубок создавшихся не по нашей вине проблем?

Одновременно появился вопрос в отношении составления смет на проектируемые в настоящее время новые объекты строительства, т. е. нас принуждают применять федеральные расценки, хотя наши ТЕРы не отменены.

ОТВЕТ: Согласно письму от 31 марта 2017 г. № 10873-ХМ/09 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в рамках реализации полномочий по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве Минстрой России в ответ на обращение ФАУ «Главгосэкспертиза России» сообщает, что территориальные сметные нормативы заканчивают свое действие 30 сентября 2017 г.

И тут же дается ответ на ваш вопрос в отношении составления сметной документации на новые объекты, и он следующий:
«В период до 30 сентября 2017 г. действуют территориальные сметные нормативы и цены в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, включенные в федеральный реестр счетных нормативов или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Министерство строительства и ЖКХ РФ
Начальнику федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» И.Е. Манылову

Письмо № 10873-ХМ/09 от 31 марта 2017 г.

Уважаемый Игорь Евгеньевич!
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрело обращение ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 22 февраля 2017 г. № 01-01-15/869-ИЛ по вопросу целесообразности приведения территориальных сметных нормативов в соответствие с государственными сметными нормативами и сообщает.

Исходя из положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), с учетом изменений, которые планируется внести в ГрК РФ проектом федерального закона № 978631-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений отдельных законодательных актов Российской Федерации», Порядка мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. № 1452, Положения о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. № 959 «О федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве», территориальные сметные нормативы заканчивают свое действие 30 сентября 2017 г.

В период до 30 сентября 2017 г. действуют территориальные сметные нормативы и цены в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, включенные в федеральный реестр счетных нормативов или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
 
Приведенная в письме дата была указана и сориентирована на возможность появления «изменений, которые планируется внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации проектом федерального закона». И такие изменения появились в виде федерального закона № 191-ФЗ от 26 июля 2017 г. «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

На основании п. 1 статьи 8.3 Главы 2.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенной федеральным законом от 3 июля 2016 г. в редакции от 26 июля 2017 г. № 191-ФЗ, сметная стоимость строительства определяют следующим образом:
«Сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50%, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в много-квартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов (здесь и далее выделено автором. – Ред.). В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором».

Поэтому необходимо проверить Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, и определиться с нахождением ТЕР в данном документе.

При этом нелишним будет обратить внимание на п. 30 Положения «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 июля 2018 г.), где отмечено следующее:
«Сметная документация, предусмотренная в п. 28 настоящего Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50%, составляется с применением утвержденных сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов. Разработка и применение индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок ресурсов, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре сметных нормативов, осуществляется по решению правительства Российской Федерации. (Абзац введен постановлением правительства РФ от 7 декабря 2010 г. № 1006; в ред. постановлений правительства РФ от 28 июля 2015 г. № 767, от 13 декабря 2017 г. № 1541.)

Что касается завершения проектирования, а значит, завершения работы по составлению сметной документации, – таких разъяснений Минстроя мной не найдено, и поэтому советую с этой проблемой обратиться непосредственно в Минстрой.

ВОПРОС: Наша проектная организация занимается проектированием объектов метрополитенов. Нам предъявлены замечания по неучету понижающих коэффициентов К = 0,85 к накладным расходам и К = 0,8 к сметной прибыли в смете на устройство водопонижения в тоннелях метрополитена и предложено смету пересоставить. Но ведь данные работы выполняются на объекте метрополитена, и по-этому мы не согласны с таким замечанием и отказываемся пересчитывать смету. Прав ли заказчик?

ОТВЕТ: Правила применения понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли приведены в письме Министерства регионального развития РФ № 2536-ИП/12/ГС от 27 ноября 2012 г. В этом письме указано, что данные понижающие коэффициенты к накладным расходам и сметной прибыли «не распространяются на работы по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, атомных станций, объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами».
Поскольку работы по водопонижению производятся на объекте именно метрополитена, т. е. описание работ из вашего вопроса полностью соответствует понятию объекта, относящегося к строительству метрополитена, следовательно, заказчик ошибается и в своих намерениях снизить стоимость строительства не прав. Подобные требования прямо противоречат вышеуказанному письму Госстроя России.


Министерство регионального развития РФ
Письмо № 2536-ИП/12/ГС от 27 ноября 2012 г.
(О применении понижающих коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли в строительстве)

Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ в связи с поступающими запросами о порядке применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли в текущем уровне цен сообщает.

При определении сметной стоимости строительства, реконструкции, ремонта и технического перевооружения объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета, на основании нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, к нормативам накладных расходов в текущем уровне цен применяется понижающий коэффициент 0,85, к нормативам сметной прибыли в текущем уровне цен – коэффициент 0,80. Указанные коэффициенты не распространяются на работы по строительству мостов, тоннелей, метрополитенов, атомных станций, объектов по обращению с облученным ядерным топливом и радиоактивными отходами.

Для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения, дополнительно к указанному понижающему коэффициенту к нормативам накладных расходов применяется коэффициент 0,94. При этом понижающий коэффициент в размере 0,7 к нормативам накладных расходов не применяется.

При применении коэффициентов к нормативам накладных расходов и сметной прибыли округление нормативов до целых чисел осуществляется после применения всех коэффициентов. Сметная документация, прошедшая проверку достоверности до выхода настоящего письма, пересчету не подлежит.

Одновременно сообщается, что позиция Госстроя, приведенная в настоящем письме, имеет информационно-разъяснительный характер.

Илья ПОНОМАРЕВ

Выпуск № 2 (201) Назад в раздел


Еще на эту тему: